ПРИНЯТИЕ. Необходимо задавать тон принятия за счет спокойных вдумчивых комментариев (значит, "об этом можно говорить") и ответов на вопросы, которые возникают по поводу приема детей, принимающих родителей, приемных детей. Подобные ответы должны содержать четкое послание о том, что ПРИЕМ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ - НОРМАЛЬНЫЙ СПОСОБ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ, ПОЭТОМУ РЕБЕНОК МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО. Учитель должен подчеркивать, что прием ребенка в семью (как и другие личные, интимные, внутрисемейные вопросы) лучше ОБСУЖДАТЬ БЕЗ ПЕРЕХОДА НА ЛИЧНОСТИ.
Примером может служить следующий диалог между учителем и третьеклассником:
Ученик: Анна Ивановна, а вы знали, что Наташка не родная. Ее - взяли в семью из детского дома!
Учитель: Да, знала. Правда, здорово? Хорошо, что она сейчас живет в семье.
Ученик: А почему ее взяли в семью? Где ее настоящая мама?
Учитель: Мама, с которой живет Наташа, тоже вполне настоящая! Ты же видел, как она вчера забирала ее из школы. Иногда детям нужна новая семья, потому что их мамы и папы, которые дали им жизнь, не смогли заботиться о них. Это очень тяжелое время для кровной мамы. Но если уже нельзя ничего исправить, находятся люди, которые могут принять их детей в свою семью. Это и называется приемная семья.
ТОЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ. Как в случае с любым учебным материалом, важно давать детям точную информацию о приеме детей своевременно, в понятной им и интересной форме. Лучшее, что может сделать учитель в этом направлении - это поискать возможности включить информацию об этом в материал обычных уроков. Можно рассказать о том, какую роль сыграло, например, усыновление в истории человечества, что в мире живет около двадцати миллионов людей, которые воспитывались в приемных семьях. Что с древних времен воспитание приемных детей было одним из способов создания семьи с детьми. Например, Моисей был усыновлен дочерью фараона.
Можно рассказывать детям об известных людях, которые были воспитаны приемными семьями в детстве. Можно пригласить в школу волонтера - приемного родителя, или человека, который сам был усыновлен в детстве - чтобы он рассказал о своем опыте и ответил на вопросы детей.
ПОМОЩЬ. Помощь учителя заключает в том, что он своим примером и правилами, которые существуют в классе, задает допустимые границы обсуждения личной жизни. Также он должен быть готов вмешаться и поддержать приемного ребенка, когда одно-классники задают ему вопросы, которые вольно или невольно ранят или унижают его.
Например, Саша (11 лет) жалуется: "Ненавижу, когда ребята спрашивают меня, что произошло с моей настоящей мамой?" Учитель мог бы отреагировать следующим образом:
Одноклассник (Саше): "Что стряслось с твоей настоящей мамой? Ты что, не нужен ей был?"
Учитель: Что ты имеешь ввиду под "настоящей", Андрей? Саша живет с мамой - она по-настоящему воспитывает его. А ты спрашиваешь о кровной маме. Наверное, она не могла заботиться о Саше по какой-то причине и хотела, чтобы он нашел любящую семью. Но это - личная информация, и Саша не обязан никому об этом рассказывать, если сам не захочет. Давайте на следующем классном часу обсудим границы нашего личного пространства - похоже, эта тема всех нас волнует".
Приемные дети нередко стесняются, что они приемные и отдаляются от одноклассников, "уходят в себя". Учителю необходимо способствовать включению этих детей во взаимодействие со сверстниками.
ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА.
Приемные дети, как и их сверстники из семей всех типов, должны ВИДЕТЬ В УЧИТЕЛЕ ЗАЩИТНИКА, СПОСОБНОГО ПРЕДОТВРАТИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ. Дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе, когда видят, что школа всегда готова поддержать их. Приемные дети рассказывают о том, что их обижают высказывания следующего типа:
- Обвинение самого ребенка: Да ты урод, вот мамаша от тебя и отказалась.
- Исключение из группы. Да ты не настоящий русский, у тебя родители непонятно кто.
- Использование идеи приема как причины проблем: Смотрите, как тот парень разошелся. Неспроста он такой - готов спорить, его из приюта взяли.
Педагог должен быть готов вмешаться, обсудить проблему в кругу (на классном часу) и/или применить те же санкции, что положены для учеников, оскорбляющих това-рищей по национальному, половому признаку или высмеивающих их личностные особенности.
Педагог должен научить родителей как помочь ребенку учиться, найти возмож-ность заниматься с ребенком дополнительно. Дети, имевшие трудный страт в жизнь, - жившие в условиях учреждения, подвергавшиеся во внутриутробном возрасте воздействию алкоголя и наркотиков, испытавшие безразличное и жестокое обращение в кровных семьях, - могут страдать неврологическими или психологическими наруше-ниями, им свойственны задержки развития, а эти проблемы требуют своевременного вмешательства специалистов. Дети должны получать дополнительную помощь учителя. Раздражение учителя или его попустительская идея "подождать, пока ребенок перерастет свои детские причуды" может снизить возможности ребенка.