ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ
  Хотя различные формы семейного устройства детей-сирот становятся нормой жизни для многих российских семей, значительная часть из них сталкивается с проблемами, когда ребенок отправляется в школу. Взаимодействие со школьной администрацией, учителями, одноклассниками и их родителями может стать для приемного ребенка весьма нелегким опытом. Школьник, если он только недавно был принят в семью, обычно выделяется среди сверстников успеваемостью и поведением. А иногда и внешним обликом - если, например, отправляется наверстывать упущенное за парту с младшими детьми.
  Проблемы могут возникнуть со стороны соучеников, их родителей и возможно даже со стороны учителей. Это могут быть грубые или ошибочные комментарии, неприязнь класса. Родители колеблются, рассказывать ли учителям историю жизни ребенка, и если рассказывать, то как и о чем именно.  У самого ребенка могут усугубиться проблемы самооценки, когда он видит свои отличия от сверстников и получает от школьного окружения сообщения о том, что его положение - в лучшем случае, "необычное".
     ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ
1.        СОТРУДНИЧАТЬ С УЧИТЕЛЯМИ!!! ДАТЬ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОМОЧЬ СЕБЕ И РЕБЕНКУ.
Катя (9 лет):
"Я ненавидела школу, потому что у меня ничего не получалось. Я и читала не как все. И чувствовала себя тупицей. Зачем даже пытаться, если и так понятно, чем все закончится? Теперь все по-другому. Меня усыновили. Мои родители сходили в школу… Я теперь пишу какие-то тесты, но учитель говорит, что они помогут моим новым родителям помочь мне. Ну, наконец-то кто-то помогает! Может, однажды окажется, что мы со школой совместимы".
Часто приемные родители чувствуют себя неуверенно в общении с учителями. Этому может способствовать масса факторов: от их собственного негативного опыта учебы в школе до полнейшего отсутствия проблем с учебой их кровных детей, но в первую очередь - отсутствие практических опор, некоего плана сотрудничества с учителем.
Какие вопросы необходимо задавать учителю.

7 ВОПРОСОВ К УЧИТЕЛЮ:
   1.Как идут дела у моего ребенка? (О чем учитель скажет в первую очередь?)
   2.Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны моего ребенка?
  3. Соответствует ли подготовка моего ребенка требованиям? Если нет, чем можно ему помочь?
   4.Есть ли у моего ребенка какие-то особые проблемы, о которых мне следовало бы знать?
   5.Выполняет ли мой ребенок все задания вовремя? Если нет, что он пропустил на данный момент? Что еще не поздно доделать и сдать?
   6.По каким методикам и пособиям детей готовят к стандартизированным тестам (к ЕГЭ)? Что из этого можно делать дома, что - с учителем?
  7.Переведут ли моего ребенка в следующий класс? Если с этим возникают сложности, какие дополнительные источники помощи доступны в школе? Вне школы в нашем районе?

О ЧЕМ НУЖНО ПОГОВОРИТЬ С УЧИТЕЛЯМИ
ВНИМАНИЕ!
Вам нужно обязательно поговорить с учителями о том, что

ИНФОРМАЦИЯ, С КОТОРОЙ ВАМ НЕОБХОДИМО ПОЗНАКОМИТЬ УЧИТЕЛЯ
КАК В ШКОЛЕ СОЗДАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЯМ С ПРИЕМНЫМИ ДЕТЬМИ

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ
СОЗДАНИЯ В ШКОЛЕ ОБСТАНОВКИ, ДРУЖЕСТВЕННОЙ К ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ: ПРИНЯТИЕ, ТОЧНОСТЬ, ЗАДАНИЯ, ПОМОЩЬ, ЗАЩИТА ПРАВ

ПРИНЯТИЕ. Необходимо задавать тон принятия за счет спокойных вдумчивых комментариев (значит, "об этом можно говорить") и ответов на вопросы, которые возникают по поводу приема детей, принимающих родителей, приемных детей. Подобные ответы должны содержать четкое послание о том, что ПРИЕМ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ - НОРМАЛЬНЫЙ СПОСОБ СОЗДАНИЯ СЕМЬИ, ПОЭТОМУ РЕБЕНОК МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО.  Учитель  должен подчеркивать, что   прием ребенка в семью (как и другие личные, интимные, внутрисемейные вопросы) лучше ОБСУЖДАТЬ БЕЗ ПЕРЕХОДА НА ЛИЧНОСТИ.
Примером может служить следующий диалог между учителем и третьеклассником:
   Ученик: Анна Ивановна, а вы знали, что Наташка не родная. Ее  - взяли в семью из детского дома!
  Учитель: Да, знала. Правда, здорово? Хорошо, что она сейчас живет в семье.
  Ученик: А почему ее взяли в семью? Где ее настоящая мама?
  Учитель: Мама, с которой живет Наташа, тоже вполне настоящая! Ты же видел, как она вчера забирала ее из школы. Иногда детям нужна новая семья, потому что их мамы и папы, которые дали им жизнь, не смогли заботиться о них. Это очень тяжелое время для кровной мамы. Но если уже нельзя ничего исправить, находятся люди, которые могут принять их детей в свою семью. Это и называется приемная семья.
ТОЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ. Как в случае с любым учебным материалом, важно давать детям точную информацию о приеме детей своевременно, в понятной им и интересной форме. Лучшее, что может сделать учитель в этом направлении - это поискать возможности включить информацию об этом в материал обычных уроков.  Можно рассказать о том, какую роль сыграло, например, усыновление в истории человечества, что в мире живет около двадцати миллионов людей, которые воспитывались в приемных семьях. Что с древних времен воспитание приемных детей было одним из способов создания семьи с детьми. Например, Моисей был усыновлен дочерью фараона.
Можно рассказывать детям об известных людях, которые были воспитаны приемными семьями в детстве. Можно пригласить в школу волонтера - приемного родителя, или человека, который сам был усыновлен в детстве - чтобы он рассказал о своем опыте и ответил на вопросы детей.
ПОМОЩЬ. Помощь учителя заключает в том, что он своим примером и правилами, которые существуют в классе, задает допустимые границы обсуждения личной жизни. Также он должен быть готов вмешаться и поддержать приемного ребенка, когда одно-классники задают ему вопросы, которые вольно или невольно ранят или унижают его.
Например, Саша (11 лет) жалуется: "Ненавижу, когда ребята спрашивают меня, что произошло с моей настоящей мамой?" Учитель мог бы отреагировать следующим образом:
Одноклассник (Саше): "Что стряслось с твоей настоящей мамой? Ты что, не нужен ей был?"
Учитель: Что ты имеешь ввиду под "настоящей", Андрей? Саша живет с мамой -  она по-настоящему воспитывает его. А ты спрашиваешь о кровной маме. Наверное, она не могла заботиться о Саше по какой-то причине и хотела, чтобы он нашел любящую семью. Но это - личная информация, и Саша не обязан никому об этом рассказывать, если сам не захочет. Давайте на следующем классном часу обсудим границы нашего личного пространства - похоже, эта тема всех нас волнует".
Приемные дети нередко стесняются, что они приемные и отдаляются от одноклассников, "уходят в себя". Учителю необходимо способствовать включению этих детей во взаимодействие со сверстниками.
ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА.
Приемные дети, как и их сверстники из семей всех типов, должны ВИДЕТЬ В УЧИТЕЛЕ ЗАЩИТНИКА, СПОСОБНОГО ПРЕДОТВРАТИТЬ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ. Дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе, когда видят, что школа всегда готова поддержать их. Приемные дети рассказывают о том, что их обижают высказывания следующего типа:
Педагог должен быть готов вмешаться, обсудить проблему в кругу (на классном часу) и/или применить те же санкции, что положены для учеников, оскорбляющих това-рищей по национальному, половому признаку или высмеивающих их личностные особенности.
Педагог должен научить родителей как помочь ребенку учиться, найти возмож-ность заниматься с ребенком дополнительно. Дети, имевшие трудный страт в жизнь, - жившие в условиях учреждения, подвергавшиеся во внутриутробном возрасте воздействию алкоголя и наркотиков, испытавшие безразличное и жестокое обращение в кровных семьях, - могут страдать неврологическими или психологическими наруше-ниями, им свойственны задержки развития, а эти проблемы требуют своевременного вмешательства специалистов. Дети должны получать дополнительную помощь учителя.  Раздражение учителя или его попустительская идея "подождать, пока ребенок перерастет свои детские причуды" может снизить возможности ребенка.